Третья Эпоха Солнца

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Третья Эпоха Солнца » Библиотека » Друаданы


Друаданы

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Люди народа Халет были непохожи на других атанов, и язык у них был другой; союз с эльдарами объединил их с другими атанами, но они все равно оставались сами по себе. Между собой они продолжали говорить на своем языке, и хотя им пришлось выучить синдарский, чтобы общаться с эльдарами и другими атанами, большинство из них говорили на нем неуверенно, а многие из тех, кто редко покидал свои леса, и вовсе его не знали. Они не любили никаких новшеств, и сохраняли многие обычаи, казавшиеся странными эльдарам и прочим атанам, с которыми халадины встречались в основном во время войн. Тем не менее их уважали, как верных союзников и доблестных воинов, хотя на те войны, что велись за пределами их земель, они высылали лишь небольшие отряды: халадины всегда были малочисленным народом, и заботились прежде всего о безопасности своих лесов. В лесных войнах они не знали себе равных. Очень долго даже те орки, что были специально натасканы для этого, не смели показаться вблизи их границ. У них был странный обычай: среди их воинов было много женщин, хотя они редко участвовали в больших битвах за пределами своей страны. По-видимому, так повелось исстари:  их правительница Халет была прославленной амазонкой, и ее сопровождал отряд женщин-телохранительниц.
Самым удивительным в обычаях халадинов было то, что среди них жили люди совсем другого племени,  каких ни эльдары, ни другие атаны никогда прежде не встречали. Их было немного, несколько сотен, и селились они отдельными семьями или небольшими группами, но были дружны меж собою, словно члены одной общины.  Народ Халет называл их друхами (drыg - это было слово из их языка). Эльфам и прочим людям они казались некрасивыми: они были приземистыми (фута четыре ростом), но очень коренастыми, толстозадыми, с короткими толстыми ногами. Их широкие плосконосые лица были неподвижными, шевелились лишь толстые губы; а глубоко посаженные глаза, такие черные, что зрачков не было видно, прятались под нависающими бровями, и их движение можно было заметить только вблизи, но в гневе они вспыхивали красным огнем. Растительности у них на лице не было; только у некоторых мужчин (гордившихся таким отличием) на подбородке рос жидкий хвостик черных волос. Голоса у них были низкие, гортанные, но их смех был удивительно звонким и раскатистым, и необыкновенно заразительным, потому что в нем звучало чистое веселье, не отравленное ни насмешкой, ни злобой.  В мирное время они часто смеялись за работой или за игрой, так, как другие люди поют. Но враги они были беспощадные, и, будучи пробужден, их гнев долго не остывал, хотя заметить его можно было только по огню в их глазах: сражались они молча, и не праздновали побед, даже побед над орками, единственными существами, которых они ненавидели по-настоящему.
Эльдары звали их друаданами, признавая их атанами,  потому что все их любили. Но век их, к сожалению, был краток; их всегда было немного, и к тому же они несли большие потери в войнах с орками, потому что орки платили им ненавистью за ненависть, и не упускали случая взять их в плен, чтобы замучить. Когда Моргот одержал победу над всеми королевствами эльфов и людей в Белерианде, от друаданов осталось всего несколько семей, в основном женщины и дети. Некоторые укрылись в последних убежищах в Устьях Сириона.
Друаданы были очень полезны тем, с кем жили, и, пока их было еще немало, многие звали их к себе; но они редко соглашались покинуть земли народа Халет.  Не было им равных в выслеживании любых живых тварей, и они охотно обучали этому искусству своих друзей, но их ученикам было далеко до них: у друаданов чутье было не хуже, чем у собаки, да к тому же они были еще и зоркими. Они хвалились, что с наветренной стороны учуют орка раньше, чем другие люди его увидят, а по следу найдут его и через несколько недель, если только он шел не по воде. В растениях они разбирались немногим хуже эльфов, хотя и не учились у них, и говорят, что, едва успев переселиться в новые земли, они уже знали все местные растения, большие и малые, какие из них ядовиты, какие съедобны, и давали имена всем, что были им прежде неизвестны.
Друаданы, как и остальные атаны, не имели письменности до встречи с эльдарами; но и эльдарские руны и письмена они тоже не изучали. Сами они не изобрели никакой письменности, если не считать нескольких простых знаков, служивших для обозначения дорог и передачи информации или предупреждений. Видимо, у них уже в далеком прошлом существовали кремневые орудия для выцарапывания и вырезания знаков, и они продолжали пользоваться ими, хотя атаны успели познакомиться с металлами и кузнечным ремеслом еще до того, как пришли в Белерианд,  потому что металлы были труднодоступны, и металлические орудия и инструменты стоили очень дорого. Но когда в Белерианде благодаря общению с эльдарами и торговле с гномами Эред Луин эти вещи стали доступнее, друаданы проявили большой талант к резьбе по дереву и по камню. Они уже были знакомы с красителями, в основном растительными, и рисовали на дереве или плоских камнях; иногда они пытались делать лица, которые рисовали на дереве, рельефными. И когда у них появились более острые инструменты, они с удовольствием стали вырезать изображения людей и животных, как игрушки и орнаменты, так и большие скульптуры, и у самых искусных они выходили совсем как живые. Иногда их скульптуры бывали причудливыми и фантастическими, а иногда даже страшными: одной из мрачных шуток их искусства были изображения орков, удирающих, вопя от ужаса, - друаданы ставили их вдоль границ. Еще они ставили свои собственные изображения на перекрестках и поворотах лесных дорог. Эти статуи назывались "дозорные камни"; самые известные из них стояли у Перекрестий Тейглина: каждая из них изображала друадана, ростом больше настоящего, попирающего ногами убитого орка. Эти изображения водружались не просто как вызов врагам: орки боялись их, и верили, что в них живет злобный дух Огхор-хай (так они называли друаданов), и что они как-то передают вести своих создателям. Поэтому орки редко осмеливались прикасаться к ним или пытались разбить их, и, если их было не слишком много, поворачивали назад у "дозорного камня".
Но удивительнее всего была способность этих людей к полному молчанию и полной неподвижности: иногда они просиживали по нескольку дней, скрестив ноги, положив руки на колени или сложив их на животе, закрыв глаза или глядя в землю и не шевелясь. Среди народа Халет ходила такая история:
Однажды один из самых искусных драуданских каменотесов сделал статую своего покойного отца, и поставил ее у дороги неподалеку от своего дома. Потом он уселся рядом и предался воспоминаниям. Мимо проходил лесной житель, направлявшийся в дальнюю деревню; увидев двух друхов, он поклонился и поздоровался. Ответа он не получил. Он постоял немного, присматриваясь к ним, и пошел дальше, говоря себе: "эти друхи все искусные каменотесы, но эти две статуи совсем как живые". Через три дня он шел обратно и присел отдохнуть, прислонившись к одной из статуй. Плащ он повесил на статую сушиться, потому что в дороге попал под дождь, а теперь припекало солнце. Так он и заснул; но вскоре его разбудил голос той статуи, к которой он прислонился:
- Я надеюсь, ты уже отдохнул, но если ты хочешь спать дальше, пересядь, пожалуйста, к другому. Ему уже не захочется поразмять ноги; а в твоем плаще на солнце слишком жарко.
Говорят, что друаданы часто садились и застывали так, когда оплакивали беды или утраты; но иногда они просто раздумывали или строили планы. Еще они пользовались своей неподвижностью, стоя на страже: они сидели или стояли, укрывшись в тени, и, хотя казалось, что их глаза закрыты или устремлены в пустоту, ничто, происходящее поблизости, не ускользало от них. Их незримое бдение было таким напряженным, что незваные гости ощущали его, как некую угрозу, и спешили отступить прежде, чем их окликнут; но если мимо проходил враг, друаданы подавали сигнал: пронзительный свист, невыносимый вблизи и слышный издалека. В беспокойные времена стражники из друаданов очень ценились среди народа Халет; а если таких стражников не было, они ставили у своих домов их скульптурные изображения, веря, что они способны отвести беду от людей (друаданы их для того и делали).
На самом деле, хотя люди народа Халет любили друаданов и доверяли им, многие из них считали, что друаданы обладают некой сверхъестественной, магической силой; и среди их преданий о чудесах было несколько историй о подобных вещах. Вот одна их них:

0

2

Преданный камень
Жил однажды друх по имени Агхан, известный как хороший лекарь. он был большим другом Бараха, лесного жителя из народа Халет, жившего на хуторе в лесу, милях в двух от ближайшей деревни. Семья Агхана жила немного ближе, и он почти все свободное время проводил с Барахом и его женой, и их дети очень любили его. Но вот наступили беспокойные времена: банда отчаянных орков пробралась в окрестные леса, и теперь орки бродили по двое и по трое, подстерегая одиноких путников и нападая по ночам на хутора. Домашние Бараха не слишком беспокоились, потому что Агхан оставался у них на ночь и стерег дом. Но однажды утром он пришел к Бараху и сказал ему:
- Друг, я получил дурные вести от своих, и, боюсь, мне придется на время оставить тебя. Мой брат ранен, и теперь лежит больной и зовет меня, потому что я умею залечивать раны, нанесенные орками. Я вернусь, как только смогу.
Барах был сильно обеспокоен, а его жена и дети заплакали, но Агхан добавил:
- Я сделаю, что смогу. Я принес сюда дозорный камень и поставил его у вашего дома.
Барах пошел с Агханом, и тот показал ему дозорный камень. Он был большой и тяжелый, и сидел под кустами недалеко от дверей. Агхан положил на него руку и немного погодя сказал:
- Вот, я оставил в нем часть своей силы. Пусть он хранит тебя от беды!
Две ночи все было спокойно, но на третью ночь Барах услышал пронзительный предупреждающий свист друаданов - или, скорее, он ему приснился, потому что больше никто не проснулся. Встав с постели, он снял со стены свой лук и подошел к узкому оконцу; в окно он увидел двух орков, которые обкладывали его дом хворостом, собираясь его поджечь. Барах задрожал от страха, потому что орки носили с собой то ли серу, то ли еще какое дьявольское снадобье, которое мгновенно вспыхивает и не тушится водой. Придя в себя, он натянул лук, но в этот миг, когда уже вспыхнуло пламя, он вдруг увидел друха, бегущего на орков. Одного он свалил ударом кулака, другой удрал, а друх бросился в огонь, и стал прямо босыми ногами разбрасывать сучья и затаптывать орочье пламя, расползавшееся по земле. Барах бросился к дверям, но когда он отодвинул засов и выскочил наружу, друх уже исчез. Орка, который упал, тоже не было видно. Огонь угас, оставив только чад и вонь.
Барах вернулся в дом, чтобы успокоить семью, разбуженную шумом и запахом гари; но когда рассвело, он снова вышел из дома и осмотрелся. Он заметил, что дозорный камень исчез, но промолчал об этом. "Сегодня ночью придется сторожить мне", - подумал он, но днем пришел Агхан, и все очень обрадовались ему. На Агхане были сандалии с толстыми подошвами, какие друхи носили в каменистых местах или там, где много колючек, и он выглядел усталым, но довольным и, улыбаясь, сказал:
- Хорошие новости. Мой брат выздоравливает: я вовремя успел остановить действие яда. А еще я знаю, что разбойников перебили или разогнали. У вас все в порядке?
- Все живы, - ответил Барах. - Пойдем со мной, я тебе все покажу и расскажу.
Он привел Агхана на место пожара и рассказал о ночном нападении.
- Дозорный камень исчез - должно быть, орки постарались. Что ты об этом думаешь?
- Скажу, когда посмотрю и подумаю еще, - ответил Агхан, и принялся осматривать все вокруг. Барах следовал за ним. Наконец Агхан привел его в кусты на краю той вырубки, где стоял дом. Там они нашли дозорный камень, сидящий на убитом орке; его ноги почернели и растрескались, а одна ступня отвалилась и лежала рядом. Лицо Агхана помрачнело, но он сказал:
- Неплохо! Он сделал, что мог. И хорошо, что затаптывать орочье пламя пришлось ему, а не мне.
Он сел на землю, снял сандалии, и Барах увидел, что ноги у него перевязаны. Агхан снял повязки.
- Уже подживает, - сказал он. - Я две ночи сидел с братом, а прошлой ночью уснул. Под утро я проснулся от боли, и увидел, что ноги у меня покрылись волдырями. Тогда я догадался, что случилось. Что поделаешь! Когда передаешь часть своей силы вещи, которую ты сделал, приходится терпеть боль от ран, которые ей наносят.

0

3

Другие сведения о друаданах
Отец очень старался подчеркнуть, что друаданы в корне отличаются от хоббитов. Они совсем иначе сложены. Друаданы были выше ростом, крепче сбиты, и гораздо сильнее. Лица у них были неприятные (с точки зрения прочих людей); и, в то время как у хоббитов волосы были густые (но при этом короткие и курчавые), у друаданов волосы были жидкие и прямые, и на ногах у них волосы не росли. Им случалось бывать такими же веселыми, как хоббиты, но в общем характер у них был скорее мрачный, и они бывали ядовито-насмешливыми, и даже жестокими. Они обладали некими сверхъестественными, магическими способностями (по крайней мере, им их приписывали). Кроме того, они были народ умеренный, ели мало, даже когда всего было вдоволь, и пили одну воду. Кое-чем они напоминали скорее гномов: ростом, сложением, выносливостью, и своим искусством в обработке камня, и мрачностью характера, и странными способностями. Но "магия", которую приписывали гномам, была совершенно иной; кроме того, гномы были гораздо угрюмее, и, наконец, гномы были долгожителями, а друаданы, наоборот, жили меньше прочих людей.
Только в одной отдельной записи говорится о связи между друаданами, которые в Первую Эпоху жили в Белерианде и охраняли дома народа Халет в Бретильском лесу, и далекими предками Гхан-бури-Гхана, который провел Рохиррим Каменоломной долиной к Минас-Тириту ("Возвращение короля",V,5), или творцами статуй на дороге в Дунхарроу (там же, V,3).  В записи сказано:

"Часть друаданов ушла вместе с народом Халет в конце Первой Эпохи и жила вместе с ним в [Бретильском] лесу. Но большинство их осталось жить в Белых горах, несмотря на то, что пришедшие туда позднее люди, вновь предавшиеся Тьме, преследовали их"

Здесь сказано также, что в Гондоре всегда признавали сходство между статуями Дунхарроу и остатками друат (Мерри Брендизайк заметил его, как только увидел Гхан-бури-Гхана), хотя в те времена, когда Исилдур основал королевство нуменорцев, друаданы выжили только в Друаданском лесу и в Друвайт Йаур (см. ниже).
Таким образом мы, при желании, можем дополнить предание о приходе аданов ("С", стр.141-146) рассказом о друаданах, спустившихся с Эред Линдон в Оссирианд вместе с халадинами (народом Халет). В другой записи сказано, что историки Гондора полагали, что первыми людьми, переправившимися через Андуин, были именно друаданы. Считалось, что они вышли из земель, лежащих к югу от Мордора, но, не доходя до берегов Харадвайта, повернули на север в Итилиэн и, отыскав переправу через Андуин (вероятно, вблизи Кайр Андроса), в конце концов поселились в долинах Белых гор и в лесах у их северного подножия. "Они были скрытным народом, и с недоверием относились к прочим людям, которые преследовали их с тех пор, как они себя помнили, и поэтому друаданы отправились на запад, ища страну, где они могли бы укрыться от врагов и жить в покое". Но об истории их дружбы с народом Халет ни здесь, ни в других записях ничего не говорится.
В одном эссе о названиях рек Средиземья, уже цитированном ранее, упоминается о друаданах Второй Эпохи. Там (на стр. 170) сказано, что туземцы Энедвайта, бежавшие от опустошений, произведенных нуменорцами по берегам Гватло,

не осмелились перейти Изен и поселиться на большом полуострове между Изеном и Лефнуи, образовывавшем северный берег бухты Бельфаласа из-за "бесов" (Pъkel-men), скрытного и свирепого народа, неутомимых и безмолвных охотников, стреляющих отравленными стрелами. Они говорили, что всегда жили в тех местах, а прежде еще и в Белых горах. Они не обращали внимания на Великого Черного (Моргота), и позже не были союзниками Саурону, ненавидя всех пришельцев с востока. Они говорили, что с востока пришли высокие люди, злые сердцем, которые изгнали их из Белых гор. Может быть, еще во времена Войны Кольца остатки друхов жили и в горах Андраста, западного отрога Белых гор, но гондорцам были известны только те, кто жил в лесах Анориена.

Область между Изеном и Лефнуи называлась "Друвайт йаур", и в другом отрывке сказано, что слово "йаур" - "старый" - означает здесь не "первоначальный", а "бывший":

"Бесы" расселились по обоим склонам Белых гор в Первую Эпоху. Когда во Вторую Эпоху нуменорцы начали селиться на побережье, они укрылись в горах полуострова [Андраст], который нуменорцы не заселяли. Другая часть выживших друаданов жила у восточного конца гряды, [в Анориене]. Считалось, что к концу Третьей Эпохи выжили только те друаданы, что жили в Анориене, и их осталось очень немного. Поэтому другая область получила название "Старая пустошь Бесов" ("Друвайт Йаур"). Она так и осталась "пустошью", никто из гондорцев и роханцев там не жил, и мало кто из них бывал там; но жители Анфаласа считали, что часть древних "дикарей" все еще живет там, таясь от людей.
Но роханцы не замечали сходства между статуями в Дунхарроу, которые они называли "Бесовы камни", и "дикарями" Друаданского леса, и вообще не считали последних за людей, поэтому Гхан-бури-Гхан и говорил о том, что раньше Рохиррим преследовали "дикарей" ["оставь дикарей в покое в их лесах, и больше не трави, как зверей"]. Так как Гхан-бури-Гхан старался говорить на Всеобщем наречии, он (не без иронии) называл свой народ "дикарями"; разумеется: сами себя они называли иначе.

0


Вы здесь » Третья Эпоха Солнца » Библиотека » Друаданы


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно